Суббота, 21.10.2017, 05:45
Борис Благовещенский 
официальный    сайт   писателя
 
Главная » 2014 » Июль » 28 » ЧЕЛОВЕК И СУДЬБА В ПОВЕСТИ НИКОЛАЯ ГРЕСА «ЗИГЗАГИ СУДЬБЫ»
02:12
ЧЕЛОВЕК И СУДЬБА В ПОВЕСТИ НИКОЛАЯ ГРЕСА «ЗИГЗАГИ СУДЬБЫ»

Предисловие

Николай Иванович Грес  (1927-2008), русский писатель, последние годы жизни которого прошли в столичном городе Кишиневе, был  членом  Ассоциации Русских писателей Молдовы. Его роман «Зигзаги судьбы»  вышел в Кишиневе в 2005   и до сих пор остается недооцененным, как  писателями  АРП,  в которой состоял  автор, так и издателями,  и читателями.   В 2004 году, будучи предоставленным  автором  на обсуждение в Ассоциации Русских писателей Молдовы, он  вызвал противоречивые мнения и много критических замечаний. Во-первых, спор вызвал вопрос о жанре произведения.  Писатель Константин Шишкан определил произведение, как документальную повесть.  Автору было предложено доработать книгу. Спустя некоторое время Николай Иванович обратился ко мне с просьбой помочь в редактировании книги. Поскольку занятие литературой  для меня было способом, но не источником существования, я не сразу решился взяться за эту работу. Файл книги, который передал мне  Николай Иванович, был увесистым - 13 печатных листов или 384 страницы текста.  Задача моя осложнялась тем, что  в жизни я был не  редактором чужих произведений,  а автором. Я по себе знал, как автор болезненно относится  к любым вмешательствам в его текст, поэтому поставил перед  собой цель внести минимальные правки текста с согласованием автора. По мере своего знакомства с текстом, я все больше убеждался, что в этой книге нет ничего документального. Какая же тут документальность, если у автора были всего лишь некоторые факты из  биографии героев, а остальное плод его  воображения?  Этот плод  воображения  особенно  чувствовался  в описании судьбы Катюши  и ее пребывании в Германском плену. Они были выписаны особенно удачно, я бы сказал даже, мастерски. Местами было некоторое смешение художественного  стиля и газетного. Но это было легко поправимо. Поэтому я убрал те места в тексте, которые надо было убрать, несомненно, снабдил текст своими примечаниями, в которых предоставил автору самому решить, как поступить в тех или иных местах своего произведения. В результате моей работы книга «похудела» на двадцать  страниц.  В апреле 2005 года я передал ее Николаю Ивановичу. А спустя некоторое время написал свою статью.

   К сожалению, книга так и не была издана Ассоциацией русских писателей Молдовы,  ее издал  частный кишиневский издатель Иван Дуб.

История, поведанная Николаем Гресом в вышеназванной повести, достойна того, чтобы войти в перечень великих трагедий человеческих судеб, описанных в мировой литературе. Особенностью этой трагедии есть то, что она происходит с реальными, а не вымышленными персонажами, нашими современниками. Однажды услышав о ней, автор, как писатель, не мог пройти мимо, чтобы не поведать ее миру, употребив свои способности и талант.

Как  всякая великая трагедия, трагедия Оксаны Бондарчук происходит на фоне исторического события, Второй мировой войны. Ее личная судьба тесно переплетается с судьбами миллионов людей, ввергнутых в невиданную по своей жестокости человеческую бойню. Но отличие трагедии Оксаны Бондарчук от трагедии других миллионов людей в том, что  судьба уготовила ей участь задолго до начала войны  встретить молодого немецкого инженера и родить от него дочь. Эта любовь, «ошибка молодости», стала роковой для Оксаны и предопределила  ее дальнейшую судьбу. Но, если бы не война, возможно, так и прожила бы счастливо Оксана со своим мужем Федором Бондарчуком, забыв с годами свою неудачную любовь к бросившему ее иностранцу. Но война перевернула судьбы миллионов людей и отличие судьбы Оксаны Бондарчук от этих судеб в том, что однажды к ней в ненавистном мундире офицера СС  приходит не просто враг, а ее первая любовь, человек, от которого она имеет дочь, недавно отнятую у нее этими зверьми с человеческим обликом  и угнанную в Германию. Когда читаешь сцену встречи Оксаны с Отто Мюллером, некогда любимым ею человеком, а теперь командиром каратель- ного отряда, буря смешанных чувств овладевает тобою. Особенно, если ты знаешь о войне только по фильмам да книгам советских писателей, тебя неизбежно терзает мысль: «Ну, как она могла разговаривать с этим фашистом, погубивших стольких ее соотечественников, да еще называть его по имени?» Но Оксана и сама ошеломлена этой встречей, чего уж больше бы она не желала, так этой встречи.  Что двигало Отто Мюллером, некогда обычным  человеком, найти Оксану в стране, охваченной войной, и предстать перед ней в образе сверхчеловека, исполнителя дьявольской миссии? Просто интерес, желание увидеть женщину, которую любил и бросил на произвол судьбы, или забота о ней, матери его кровной дочери? Трудно верится в то, что эти люди могли испытывать жалость к тем, кого они уничтожали тысячами и миллионами. Однако дальнейшие действия офицера СС Отто Мюллера говорят о том, что для него не безразлична была судьба Оксаны.  

Судьба  играла с Оксаной Бондарчук, создавая ей ловушки на каждом шагу, как бы говоря ей: если ты осмелилась полюбить этого человека, неси свой крест дальше. Невольно задумываешься о том, как она вообще уцелела в этой жестокой игре судьбы. Ей приходится применять женскую хитрость и изворотливость и перед Отто Мюллером, чтобы не выдать своего товарища по подполью, и перед товарищами  подпольщиками, чтобы доказать свою невиновность. Она понимает, что в той ситуации, которая сложилась в мире, правда ей не поможет. Однажды люди уже не простили ей любовь к немцу и то, что она родила дочь от этой любви.

Отто Мюллер до самой своей гибели играет роковую роль в жизни Оксаны. Судьба его не менее трагична, чем судьба Оксаны, ибо он разделил участь миллионов своих соотечественников, сложив голову на родине женщины, которую полюбил за необыкновенные глаза, и с соотечественниками которой ему пришлось  воевать. Судьба посмеялась над Отто Мюллером и наградила его смертью не от пули советского солдата, а от пули собственной марионетки. Посмертным утешением ему стала могила в саду женщины, которую он когда-то любил. Автор почти не раскрывает причины противоречивости его действий, не пытается исследовать, что побуждает его действовать так, а не иначе, тем самым вынуждает читателя самому отвечать на возникающие вопросы. В центре его внимания всегда Оксана со своими мыслями тревогами, переживаниями. Ее действия и поступки поражают иногда своей кажущейся нелогичностью. Над ней давно висит зловещий рок. Хотя Отто Мюллер явно содействует тому, чтобы она выжила в этой кровавой мясорубке, каждая встреча с ним ставит ее на грань между жизнью и смертью. В самые сложные моменты своей жизни она проявляет свои лучшие человеческие качества и инстинктивно поступает по-христиански, когда отдает последнюю дань Отто Мюллеру, копая ему могилу в своем саду под обстрелом наступающих советских войск, и, когда ее пытаются склонить к предательству украинские националисты. Если бы она не поддавалась своим чувствам и поступала обдуманно, а не так, как велело ей сердце, если бы не плакала над мертвым Отто Мюллером, не хоронила его в своем саду, не побоялась передать документы, принесенные им, советскому командованию, возможно, дальнейшая ее жизнь пошла бы по более счастливому пути.

Жизнь многовариантна, но в человеческой судьбе нет сослагательных наклонений, она пишется на небесах только одной линией. Судьба то улыбается Оксане, подает ей знак, когда по пути в советский концлагерь в осматривающем ее докторе она узнает подругу своей молодости, то дико хохочет над ней, когда она, оправдана и реабилитирована судом, попадает в руки ОУНовцев, а затем снова оказывается в советских тюремных застенках. Всю жизнь, храня от дочери тайну о том, кто ее настоящий отец, Оксана, тем не менее, не хочет уносить ее с собой в могилу. Рискуя встретить непонимание дочери, она решается на отважный поступок, требующий большого мужества и смелости, хотя ей легче было бы умереть с этой тайной, чем открывать ее дочери. Все происшедшее с ней и с народом, в котором она жила, Оксана Бондарчук в силу своего жизненного опыта, воспринимает философски, поэтому она считает, что дочь ее должна знать всю правду о своих родителях. И  еще она, как человеческая жертва вечной борьбы добра со злом, понимает, что все войны когда-то заканчиваются миром, который тоже должны создавать люди. Наверное, забота об этом мире, в котором будут жить ее дочь и внуки и заставила Оксану на склоне лет отыскать в Германии Катрин, законную дочь Отто Мюллера, чтобы рассказать правду о ее отце, о том, как он погиб и где находится его могила.

Зигзаги судьбы Катюши, дочери Оксаны, угнанной немцами в Германию, не менее драматичны, чем судьба Оксаны, но жизнь ее складывается  более счастливо. Судьба уготовила ей увидеть из окна товарного вагона немецкого офицера, который впоследствии оказался ее отцом, только догадывающимся о ее существовании. Эта случайность определила ее дальнейшую судьбу. Страдания и мытарства хрупкого существа - сначала работница на ферме Мюллеров, а затем узница концлагеря, не лишили ее чувства сострадания  к другим и  не разучили ее платить добром за добро. Когда читаешь страницы,  повествующие о жизни и взаимоотношениях Катюши с ее хозяевами, старым Мюллером и Катрин, его внучкой, поражаешься чистоте отношений и доброте этих людей. Невольно думаешь, если были такие немцы и такие советские люди, то почему они допустили такую страшную войну между собой? В отношениях Катюши с семейством  Мюллеров автор показывает, как нормальные человеческие качества берут верх над государственной идеологией ненависти и насилия. Оказывается, людям, чтобы выжить вместе, вовсе не обязательно убивать друг друга. Там, где бессильны, армия, политики, дипломаты, легко побеждает народная дипломатия.

Особой трагедией в повести стоит еще одна судьба, судьба Федора Бондарчука. Этого человека, в отличие от Отто Мюллера не назовешь слабым, беспринципным, однако искалеченный ранением и известием о предательстве и  измене жены он попадает в череду обстоятельств, которые сломили и уничтожили в нем личность, способную бороться за свое право быть счастливым человеком. Его трагедия в том, что не его предали, а он предал свою жену, семью, поверив бумажке, письму неизвестного человека, а не жене и дочери. Его пребывание на земле превратилось в пустую бессмыслицу, ибо он потерял единственное, что у него было. Прячась тридцать лет вдали от своего дома, ему было бы гораздо лучше там и умереть, оставшись для своей семьи погибшим на фронте, чем появиться в конце своей жизни и оправдываться о том, что он жертва обстоятельств, умножая тем самим  трагедию своей жены и дочери. К сожалению, это далеко не единственная история в литературе и жизни, когда судьбы людей зависят от того, что они верят не самим себе, а листку бумаги или просто случайному человеку. Видать таков удел  грешного человека на нашей земле.

Несмотря на то, что Оксана Бондарчук пережила выпавшие на ее долю испытания и дожила до своих внуков и правнуков, вся ее жизнь полна разочарований и трагедии. Каждый человек вначале своей жизни строит ее в планах и мечтах такой, какой ему хочется, чтобы она сложилась. Но не всем удается увидеть свою жизнь такую, о какой они мечтали. Судьба человека может  зависеть от любого пустяка, человек может быть безучастным к своей судьбе, а может быть и одним из ее строителей, менее или более активных. Судьба Оксаны Бондарчук - яркий пример борьбы человека за все, что придает смысл его существованию в нашем несовершенном мире.

Борис Благовещенский

 

Категория: Время, люди и книги. | Просмотров: 581 | Добавил: BLAGOVESCHENSKY | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1
Как читатель, должен сказать, что содержание книги вызывало у меня все больший восторг и восхищение, по мере того, как я знакомился с текстом. В этом произведении Никоолай Иванович Грес открылся передо мной как писатель. Несмотря на все недостатки, книга очень интересна и полезна. От ее содержание веет простой человеческой добротой, которая присуща была автору. И очень жаль, что такая книга осталась незамеченой никем.
avatar