Суббота, 23.09.2017, 21:17
Борис Благовещенский 
официальный    сайт   писателя
 
Главная » Публицистика » Общество и политика

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕЗУМИЕ ИЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ УЖЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ВОЙНЕ
image
«...безумие страстей, безумие самих интересов может толкать к войне. Война всегда есть порождение фатума, а не свободы... Война объявляется не людьми, не народами, а автономно действующей силой войны, И можно удивляться, что безмерные страдания истерзанных народов не вызывают всеобщей забастовки народов против войны, это только доказывает, насколько в известные моменты судьба народов определяется безумием и фанатизмом. Государство из средства и функции делается самоцелью и воображаемою реальностью. Нет ничего зловреднее идеи суверенности национальных государств, которой дорожат народы на собственную погибель». Николай БЕРДЯЕВ
 
Война всегда безнравственна, а война против своего народа, тем более. Сегодня это коллективное безумие стоит у нашего порога. Нет, оно уже вошло в наш дом, одни уже заплатили за него своей жизнью, другие заплатят завтра.
 
 Почти все войны развиваются по похожим сценариям. Сначала на сцене появляется Дьявол и начинает соблазнять людей, обещает золотые горы. Затем появляется Мессия или второй Дьявол и начинается борьба за человеческие души. В определенный момент, когда борьба достигла своего апогея и души созрели, духовная война превращается в физическую, начинается массовое убийство. Выдающийся хирург Пирогов называл войну травматической эпидемией. Сценарии войны пишутся не драматургами, а людьми, называемыми политиками, зачастую в политике ничего не смыслящими. Сценарий войны, которая идет на земле Молдовы, начал писаться в прошлом году после образования непризнанной второй молдавской республики, А подписан он был после падения ГКЧП, «парада суверенитетов», по выражению бывшего президента бывшего СССР, его личного фиаско и начала создания национальных армий.
 
Очень сожалею, что мои мысли, которые я высказывал в узком кругу, сегодня стали печальным фактом. Ход тех мыслей был таков; если суверенные республики делят армию и создают свои вооруженные силы, значит им это зачем-то нужно. Наличие собственных армий может привести к военным конфликтам между ними. Это, конечно, не обязательнее условие, но наличие очагов напряженности в разных регионах распавшегося Союза и общее напряжение, пронизывавшее воздух тех дней, вынуждало делать такие предположения. Ясно было, что с заявлением на создание собственных национальных армий государства больше не доверяют друг другу. Армия нужна была не только как атрибут государства, но и как сила, которой в случае чего можно и пригрозить. Созданное Содружество (СНГ) пока что не больше, чем фикция для отвода глаз мировой общественности, а главное, собственных народов. Нужно же было как-то оформить новый незаконный брак и кончину эры Горбачева.
 
Сегодня многие республики распавшейся империи пожинают плоды собственной суверенизации и политического легкомыслия своих лидеров. Сначала Азербайджан и Армения, затем Грузия, теперь Молдова и неизвестно, кто дальше. Относительная политическая гибкость и компромисность Ельцина и Кравчука еще позволяют им вести свои государства мимо таких подводных рифов, как Крым на Украине и. Татарстан в России, Под легкомысленностью некоторых политиков имею в виду, прежде всего, отношение к национальным вопросам, которые перешли к независимым государствам по наследству от СССР. Казалось бы, что после развала империи, как сейчас любят повторять, в республиках должны были наступить мир и благоденствие. Ведь не было уже имперского центра, к власти в республиках, пришли люди, называющие себя демократами. Однако скоро стало ясно, что с распадом империи изменилось только т.о.. что вместо одной большой империи стала несколько малых; некоторые демократы, недавно преследовавшиеся по политическим мотивам коммунистическим режимом, придя к власти, сами унаследовали от него имперские замашки. Один из них на поверку оказался самым заурядным диктатором, не только отказавшим в независимости осетинам, но и затеявшим кровавую бойню со своим народом ради собственной власти над ним. Сказанное вовсе не означает, что автор этих строк за беспредельную суверенизацию, я уверен, что сила людей в единении, но если такие вопросы возникают и ставятся жизнью,, то относиться к ним надо с пониманием, в духе времени и не отмахиваться. Иначе нас всех ждут бесконечные страдания, а не цивилизованный мир.
 
Но вернемся на грешную землю нашей Молдовы. Вымерший город Дубэсарь, расстрелянный город Бендер — Тигина…. По ночам здесь не гуляют влюбленные, по ночам здесь гуляет смерть. Ее зловонный дух доносится до Кишинева и требует новых жертв.
 
«Зло войны есть знак внутренней болезни человечества... Мы все виноваты в войне, все ответственны за нее и не можем уйти от круговой поруки. Зло, живущее в каждом из нас, выявляется в войне, и ни для кого из нас война не есть что-то внешнее, от чего можно отвергнуться... Стреляющий и колющий солдат менее ответственен за убийство, чем тот, в ком есть руководящая воля к победе над врагом, непосредственно не наносящая физического удара». Николай БЕРДЯЕВ
 
Мне никогда не понять смысла этой войны, несмотря на то, что я видел ее в зародыше. С содроганием смотрел на голые трупы прекрасной женщины, шестнадцатилетнего юноши, на мчащихся в товарных вагонах перепуганных людей. Сердце разрывается... Они для меня все одинаковые — левобережцы, правобережцы. Как мы преуспели в искусстве делать друг из друга врагов! В этой войне может быть лишь один смысл: она наказание нам всем за зло, которое мы посеяли на своей земле.
 
Мы все принимали участие в подготовке этой войны: кто своим рьяным и пристрастным отношением к себе подобным, кто равнодушием и молчанием. Сколько за последнее время вылито со страниц газет ненависти, сколько сказано с экрана гневных слов в адрес друг друга. Еще год назад, читая в тираспольских газетах злобные статьи с надрывным пафосом, затем, слушая столь же темпераментные обличительные речи по национальному телевидению и радио, думал, что это неминуемо приведет к взрыву, психологическая война перейдет в физическое уничтожение.
 
Сегодня, когда колесо войны подминает под себя все новые и новые жертвы, манипуляции с сознанием людей достигли высшей точки. Правду узнать очень трудно. Даже посмотрев программу «Месаджер», а затем «Новости» из Останкино, трудно представить себе, где она находится. Телевидение сегодня играет двоякую роль. С одной стороны, оно показывает нам с разных сторон этот абсурд, с другой, донося до нас существующую и вымышленную жестокость, вызывает еще большую ненависть и жестокость противодействующих сторон. Средства информации на одной шестой части суши всегда служили властям или какой-нибудь кучке людей. Наивно думать, что сейчас все изменилось. Втянутые все в этот бессмысленный конфликт, раздираемые страстями, мы готовы бескорыстно доказывать всему миру, что мы хорошие, а они плохие. Неужели нет среди нас человека, который осудит это смертоносное шествие, назовет его своим именем? Но, слава Богу, кажется, наконец прорезались голоса здравомыслящих людей. Хорошее дело начала газета «Вечерний Кишинев» по налаживанию мостов взаимопонимания с тираспольскими журналистами. Но эти мосты так хрупки, с каждым выстрелом они разлетаются в щепки, а в ход уже пошли танки, самолеты. До взаимопонимания с каждым днем все дальше и дальше, поэтому хочется сказать диктору, произносящему слово «сепаратисты» с особым негодованием: не к месту и не ко времени проявляете Вы свой пыл и темперамент, поберегите их для чего-нибудь стоящего. Нас и так уже разделяет пропасть.
 
 «Полное отсутствие патриотизма - ненормальное, дефектное состояние. Национализм неразрывно связывает себя с государством и поэтому уже он является источником войн. Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему. Националистические срасти, терзающие мир, не являются непосредственными, первичными страстями, они срастаются с государственными интересами, очень многое вызывается пропагандой». Николай БЕРДЯЕВ.
 
 Я всегда старался избегать употребления слов «националист», «национализм». Может быть, потому, что, они стали ругательными, как и слово «сепаратист», хотя имеют совсем другой смысл, чем мы в них вкладываем. Сегодня эти слова лучше не произносить, но и промолчать об этом означало бы смалодушничать, отказаться от возможности заглянуть внутрь самих себя, в корень причин человеческих страстей, раздирающих наши души. Слишком уж яркой иллюстрацией к приведенным выше словам русского философа являются все межнациональные конфликты последних лет на планете.
 
Национализм присущ каждому народу. Это наше стадное чувство, голос крови, унаследованный от далеких предков. Оно — родня паническому страху — заложено в наши гены создателем и нужно было как инстинкт самосохранения для выживания человеческого рода на той стадии его развития, когда сознание отсутствовало или находилось в зачаточном состоянии. Сегодня это явление ведет к гибели народов, ибо, являясь ложно патриотическим чувством, отвлекает их от реальных проблем и может служить лишь группам людей, но не народам. Человечество очень медленно, но преодолевает это чувство. Заметьте: более слаженно протекают политические процессы в обществах с высоким уровнем цивилизованности. В конфликте между Кишиневом и Тирасполем существовал и существует не один вариант мирного решения, но стереотипность мышления людей, от которых зависит разрешение ситуации, привела лишь к одному выходу — войне. Один из этих стереотипов состоит в том, что если какому-то региону государства предоставить экономическую и политическую самостоятельность в. рамках того же государства, то убудет часть территории. Как будто на этой земле будут жить не те же самые люди, не. им будет принадлежать эта территория. До сих пор ни один житель Левобережья не увез с собой ни пяди земли, они даже мертвые остаются в ней. Парадоксально, что, переходя к рынку и стремясь к экономической независимости и свободе личности, мы не хотим позволить свободу целому региону. Конечно, если мы собираемся воевать друг с другом, а не торговать и сотрудничать, тогда эта земля нам принадлежать не будет. Эта земля уже принадлежит войне.
 
«Властвовать может лишь тот, кто властвует над собой. Потеря личного и национального самообладания, расковывание хаоса не только не уготовляют демократии, но и делают ее невозможной — это всегда путь к деспотизму». Николай БЕРДЯЕВ.
 
Сценарий войны был запущен в ход, когда наш уважаемый Президент заявил: «Нашему терпению пришел конец. Народ устал...». Думается, первым устал не народ, а Президент. На президентских выборах большинство избирателей, в том числе и автор этих строк, отдали свои голоса за Мирчу Снегура, потому что верили; он тот человек, который не допустит войны в своей республике и способен решать внутренние конфликты мирным способом. Но скоро под давлением людей, жаждущих возмездия над «сепаратистами», он принял решение о применении силы. А ведь были использованы еще далеко не все возможности воздействия на власти не угодной республики, чтобы защитить людей от беззакония и насилия, (если таковые были), и которые послужили мотивом для применения силы. Главной такой возможностью я вижу использование независимых наблюдателей ООН, членом которой Молдова стала накануне эскалации конфликта. Их присутствие в республике помогло бы выяснить, кто есть кто. В наше время должен быть выработан и применяться только международный цивилизованный механизм решения внутренних и тем более межгосударственных конфликтов, а не путь разорительных войн, Ссылки на провокации противоположной стороны, это не более, чем оправдание своих действий. В том и состоит искусство истинной политики, чтобы народ или государство не стало жертвой провокации. А если я знаю, что меня провоцируют и иду на поводу у провокаторов, то это уже не провокация, а сговор.
 
Сегодня правители не имеют морального права играть в войны еще и потому, что никто из них при этом не рискует личной жизнью. Если во времена Штефана чел Маре или Петра Великого государи, затевая войну с неприятелем, защищали свои интересы на коне, с мечом в руке, то сегодня во всех межнациональных конфликтах за все платит простой люд.
 
В одном случайном разговоре автор этих заметок сказал, что не представляет себе, как можно участвовать в этой войне: «У меня в Тирасполе родственники, друзья, однокашники всех национальностей». Мой собеседник возразил: «Ну и что? Издалека же не видно, в кого стреляешь». Вот такая логика сегодня руководит некоторыми людьми. Следуя ей, можно убить и родную мать. Если закрыть глаза при этом. Американские летчики тоже не видели, кого они убивали, сбрасывая бомбы на Хиросиму и Нагасаки, но потом их мучили кошмары и они сходили с ума. Нам тоже зачтется каждое убийство. Война опустошает не только дома, она опустошает наши души.
 
«Самый распространенный взгляд, которым оправдывается война со стороны какого-нибудь народа, — тот, что правда и справедливость на стороне этого народа. Враждебный же народ представляется целиком пребывающим в неправде и несправедливости». Николай БЕРДЯЕВ.
 
Сегодня очень трудно говорить и писать о войне, чтобы не вызвать новых жертв, новых вспышек жестокости. Что не скажешь в адрес Тирасполя, там воспримут лишь одно: «Да здравствует ПМР!». В официальном Кишиневе же вчера самым желанным призывом был лозунг «Смерть сепаратистам!». Сегодня, слава Богу, или миссии ООН, немного потеплело. Мой приятель, рабочий по профессии, человек чувствительный к чужому горю, узнав, что я пишу эти заметки, сказал: «Напиши, что нам эта война не нужна. Все, что мы разрушаем, находится на нашей земле и нам придется самим его восстанавливать».
 
Недавно по национальному радио Молдовы один журналист, комментируя выступление тираспольского лидера Маракуцы, с иронией заметил, что тот закончил свое выступление сталинским призывом: «Наше дело правое, мы победим!». И тут же сам закончил: Нет — наше дело правое». На чьей же стороне справедливость в этой войне? На правом берегу считают себя правыми потому, что они защищают землю Молдовы от тех, кто живет на ней на левом берегу Днестра. На левом берегу считают себя правыми, потому что они защищают землю, на которой живут, от тех, кто на правом берегу. Где же выход? Может быть, оставить эту землю в покое тем и другим и жить, как раньше, беззащитно, но, не нападая друг на друга? Кто может быть победителем в этой войне, если обе стороны правы? Разве что один генерал и группка самодовольных людей, для которых человек всего лишь пешка на игровой доске. Думается, что и тут прав Н. А. Бердяев, писавший еще в годы первой мировой войны:
 
«Нравственно достойнее на себя взять ответственность за зло войны, а не возлагать его целиком на другого. Нравственно предосудительно слишком уж себя считать лучше другого, в другом видеть злодея и на этом основании оправдывать свою борьбу с ним. В поединке необходимо некоторое уважение к противнику, с которым стало тесно жить на свете. Должно это быть и в поединке народов».
 
Июль 1992 г.
Кишинев. 
Категория: Общество и политика | Добавил: BLAGOVESCHENSKY (06.02.2013)
Просмотров: 795 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar